Мазайка Урза (mazayka_urza) wrote,
Мазайка Урза
mazayka_urza

Categories:

Рогатые и кровавые боги Хараппы


Дрвнехараппская печать, изображающего Рогатого бога или Прото-Шиву

Эта печать из древней цивилизации Хараппы, что некогда процветала в долине Инда, на которой изображен Рогатый бог или, как его прозвали "в народе", Прото-Шива, получила большую известность даже в ненаучной среде. Она представляет нам некое божество, увенчанное рогатой короной, медитирует среди животных, как диких, так и домашних.
Это не единственное изображение Рогатого "Шивы", судя по всему, древние протоиндийцы широко почитали этого бога.
Гораздо менее известна в народе его вероятная супруга - богиня, так же увенчанная короной из рогов буйвола.

Древняя Хараппская цивилизация связана с протодравидами и имела контакты с Шумером, Эламом и Египтом. Её истоки видят в сельскохозяйственных районах Белуджистана и Афганистана, а так же культуре Южного Туркменистана и Элама. Судя по тому, что древние хараппцы изображали на своих печатях, они почитали богиню-мать и бога-быка.

Статуэтки женского божества, коих эта цивилизация подарила в огромном множестве, часто сопровождаются находками какого-нибудь рогатого (крупного или мелкого) животного. Чаще это бык. Статуэтки эти могли быть, как вотивными, так и использовавшиеся для отправления домашнего культа.



Хараппская фигурка богини-матери

И судя по всему, сами хараппцы более Рогатого бога чтили его супругу - Рогатую Богиню.


Хараппская печать.

На печати изображена развернутая сцена, поклонения богине в рогатом головном уборе, которая стоит меж ветвей дерева (это - Ашваттха - священное дерево индуизма, что роднит его с протоиндийской религией). Перед ней в коленнопреклонной позе человек с рогами на голове, а позади животное (не ясно козел или баран). В нижней части печати семь существ женского пола. Трактовать их можно по разному, поскольку в индуизме огромное количество групп женских божеств. Например, их определяют, как Семь Матерей или Криттики (семь жен мудрецов Риши). Перед самой богиней какой-то предмет, который трактуют, как человеческую голову. Возможно, перед нами жертвоприношение.

Я много пишу о воинственных и грозных богинях, но самые кровожадные и грозные богини, которых я обнаружила, были в  Индуизме. Таких пугающих образов еще и в современном фентези поискать, которое не блещет гуманизмом.

Интересно не только жертвоприношение, но и то, что богиня помещена меж ветвей дерева Ашваттхи. Этот мотив так же толкуют, как Вселенская богиня на ветвях Мирового древа (как у якутов, к примеру). Но древо Ашваттха, по верованиям дравидов, обеспечивало плодовитость и рождаемость. Кроме этого, это же дерево считалось супругом в ритуалах свадьбы деревьев (например, с деревом нима), а так же женщины и дерева, проводившегося в целях того, чтобы для последней избежать в дальнейшем неудачного замужества с мужчиной. Таким образом, изображение можно интерпретировать, как ритуальный брак Богини и Бога, соединение женского и мужского начала.
У тамилов существует представление о женской сексуальной энергии Анангу, которая кроме блага, несет в себе и сильнейшее разрушающее начало. Все индийские грозные богини, такие, как Дурга, Кали, являлись носительницами такой энергии, они требовали от своих почитателей кровавых жертв.
Только в охлажденном состоянии анангу приносила благо, и чтобы охладить, требовались различные ритуалы, вроде ношения ножных браслетов, а также бракосочетания. Так что, рогатая богиня меж ветвей - это усмиренная, взятая под контроль, энергия, которая должна нести почитателям благо.
Усмирение энергии богини можно видеть в мифах о древнетамильской богини Коттравей, вот уж была грозная богиня, что даже имя её переводят, как "Убийственная".

"Голова ее была украшена серебристой луной (примечание - луна заменяет коровьи рога), она смотрела немигающим взором лобного глаза, у нее были коралловый рот, белозубая улыбка и горло, почерневшее от выпитого яда. Она сгибала вместо лука большую гору с горячегневным змеем в качестве тетивы; полозубая змея была ей нагрудной повязкой. Она вздымала в руке трезубец, на плечах у нее была кожа слона, а на бедрах — шкура льва, полного анангу. На ногах звенели колокольчики и воинские браслеты. Такова была Коттравей, обладательница меча, исполненного победоносной силы. Она стояла на голове могучеплечего демона, обладавшего двумя разными обликами"
Описание Коттравей из "Повести о браслете"

Успокаивали свою богиню из повести, её почитатели, воинственный народ эйинаров, жертвенной кровью из горла. Кровь - это субстанция, которая буквально насыщенна жизненной энергией. В ответ же богиня дарит воинам силу.



Прорисовка печати из Чанху-Даро.

На печати из Чндху-Даро изображено ритуальное соитии женщины, распростертой на земле, и буйвола. Перед нами еще одна сцена сакрального брака с богиней земли и её оплодотворение.
У ведических ариев, в ритуале ашвамедха, происходило ритуальное соединение царицы и мертвого коня (уже принесенного в жертву). Арии не восприняли древний культ буйвола местных дравидов, поскольку почитали коня, но восприняли сам ритуал.

В индийских текстах и мифах разных эпох, то и дело прослеживается сюжет о сексуальной связи богини и демона, которое нередко заканчивается плачевно для демона.
Например, самый известны, о грозной богине Дурге, которая сражается с  Махишей, демоном в облике буйвола. При этом она принимает титул Махишасурамардини - "убивающая асура Махишу". Махиша изначально сватался к Дурге, но она заявила, что станет его супругой, только если он её победит.


Дурга, побеждающая демона Махишу, индийская миниатюра, ок. 1750 г.

У бхилов (народность в Центральной Индии) до сих пор существует обычай приносить в жертву буйвола.

Еще один пример - праздник в храме богини Мариаямман в Каннапураме, в течении которого совершалось жертвоприношение буйвола. Праздник этот - самое настоящее бракосочетание богини и её жениха, которым в конечном итоге оказывается Шивой. Но во время ритуала синекожий бог выступает, как демон.

В мифологии другой грозной богини - Кали, Шива так же выступает, как демон, и погибает от её рук.
По Бек Б. жертвоприношение буйвола у древних хараппцев совершалось в апреле-мае, у бхилов в конце сезона дождей. В это же время в Индии происходит праздник в честь победы Дурги над Махишей.

Так, что древнее Рогатое божество может быть не Прото-Шивой, но и Прото-Махишей.


Хараппская печать, представляющая сцену борьбы Рогатой Богини (прото-Дурги)
и демонического рогатого зверя (прото-Махиши). Здесь противник богини имеет сложный облик - это какой-то большой кошачий хищник (тигр, возможно, который был ваханой - ездовым животным Дурги), но у него имеются рога.


Из всего сказанного, выделяется мотив, идущий из глубин веков, скрытых в развалинах цивилизации Хараппы, о Боге Буйволе, который вступал в связь с Богиней земли, принимающей облик рогатой женщины, а затем приносился в жертву, для её успокоения. И "роль" Бога не всегда исполнял буйвол. Судя по кровожадности древних богинь долины Инда, на этом месте мог быть мужчина, человек, в рогатой короне.

Tags: Богиня корова, Богиня на кошачьем хищнике, Вселенская Богиня, Дурга, Иерогамия, Индуизм, Кали, Рогатый бог, Хараппская цивилизация, Шива, богиня войны
Subscribe

  • Тетис и Тиамат - морские богини-матери

    Море - обитель множества демонов и древнейших богинь, величественных, грозных. В мифологии древнейшего письменного народа нашей земле,…

  • Тигриная богиня Хараппы

    Вчера, в посте про Рогатых богов Хараппы, я уже приводила эту печать, где Рогатая Богиня сражается с демоном в образе тигра с рогами на голове.…

  • Морская богиня Арморики

    Скульптура на церкви Сен-Сулуа в Сизуне (Финистер), Франция У Гуэнклена ле Скауэзека в его "Преданиях Бретани" можно найти замечание,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment