Мазайка Урза (mazayka_urza) wrote,
Мазайка Урза
mazayka_urza

Category:

Хозяйки мегалитов: Зачарованные Моуры


Кадр из фильма "Нагин: женщина-змея"

О существах женского пола, проживающих в мегалитических памятниках, а так же считающихся их создательницами, я уже писала. Это и обитательница Британских островов Старуха Кайлех, басконская Мари и её подопечные Майру и Майди, ведьмы Джанус на Сардинии, когда-нибудь напишу о бретонской Старухе Гварк.
У всех у них наблюдались черты великого женского божества времен строителей мегалитов. Сегодняшние героини - обитатели португало-испанского сказочного фольклора Моуры, больше напоминают Майру или Нимф, а так же тесно связаны с духами предков. Но и в них можно разглядеть черты древнего божества, которое растворилось в собирательном облике дев, проживавших в древних дольменах.

Мегалиты в Испании и Португалии имеются. Это и Кромлех  Альмендриш с загадочными спиралевидными гравировками.

Кромлех Альмендриш и камень с концентрической гравировкой, Носса-Сеньора-де-Гуаделупе, Португалия.

И величественные Дольмены Антекера из Андалузии.


Внутри дольмена Менга и Эль Ромераль, Дольмены Антекера, Андалузия, Испания

А так же множество одиночных дольменов, которые в народе прозваны Каса де Маура, "Дома Моур", подобные сардинским Домус де Джанус. Согласно Португальским и галисийским легендам в них обитали загадочные волшебные девы Моуры.


Каса де Моура, дольмен в котором обитает Дева Моура, Португалия

Моуры Энкантада или Зачарованные Моуры - хранительницы путей в подземное царство и потусторонний мир. Само слово "Моура" можно связать именем греческих богинь судьбы Мойр и средневековыми демоническими персонажами Морами. Идентифицировать его не сложно - в латинском языке это Мортус, в португальском Морто, и все они близки русскому слову Мертвый. С другой стороны так же отмечена связь с кельтским словом Махра - Дух. Понятно почему дух - Моуры олицетворяли в народном сознании природные силы, Дух природы.
Хосе Лейте де Васконселос рассматривает их как женские природных духов, вроде нимф, Consiglieri Pedroso тоже считал их женскими духами воды.

А почему Мертвые?

Возможно, из-за того, что мегалиты связаны с древними кладбищами, где покоятся мертвые и обитают их духи. Некоторые ученые предполагают, что Моуры - это заложные покойники.

Еще один вариант роднит Моур с Маврами (Иберийский полуостров долгое время находился под властью мусульман), так что Моуру может означать мусульманина, погибшего в  бою. Или нехристианина вообще, язычника, который жил здесь до того, как этих мест достигло учение Христа.

Моуры - это обычно женский персонаж, который в фольклоре предстает в тройственной форме:

Моура-Мае (Моура Мать) - прекрасная беременная женщина, ищущая повитуху, которая помогла бы ей разрешиться от бремени (подобные легенды распространены у всех европейских народов)
Форму Моура-Велья (Моура-Старуха) она принимает редко. Гораздо чаще - это красивая юная дева.

Их типичный облик – женщина, красивая, с длинными золотистыми или наоборот черными волосами, которые она постоянно расчесывает золотым гребнем (в Галисии Моуры рыжие) и при этом поет.
Моуры оборотни, то змеёй прикинутся, то кошкой или собакой, козой или лошадью. Но змея любимый их облик, особенно кобра, да еще и с крыльями. И при встрече, чтобы обезопасить себя, нужно просто предложить ей молоко.

Моуры опасные соблазнительницы, на которых наложены чары их отцами, чтобы они охраняли сокровища, спрятанные под землей или в дольменах. Другие истории говорят, что они живут во дворцах из золота и серебра и ждут дня своего освобождения, который наступит только тогда, когда мужчина поцелует Моура находящуюся в образе огромного змея. Иногда даже с крыльями. От того и прозвали их Зачаровнными.

Они предлагают людям несметные сокровища, если тем удастся разбить чары, которые на ней наложены. Но могут и съесть, если человек откажется их целовать. Кроме поцелуя, расколдовать Моуру может пирог, кусок хлеба, произнесение какого-нибудь слова или работа, которая связана с запретом не смотреть куда-то, когда делаешь её.  Подношение еды для Моура связано, наверное, с обычаем дарить мертвым угощение.
Традиционно днем, когда Моуры появляются со своими сокровищами и предлагают их расколдовать, считается День Святого Иоанна (24 июня). В этот день они иногда сидят в лунном свете на большой скале, предлагая плоды фиги и кусок пряжи, которые оказываются золотыми. А иногда они появляются при свете солнца.  Плоды фиги и Моуры связаны, возможно, с традицией собирать особый вид белой фиги в этот день, являющимися традиционным подарком в на День Святого Иоанна. Так же фига - это символ женской фиртильности и сексуальности.

Происхождение Моуры видят в душах людей, умершими некрещеными, и проклятие их в том, чтобы стеречь сокровища Моурамы (Волшебной страны). Эти девы охраняли замки, пещеры, мосты, колодцы, реки и сокровища. Свои роскошные дворцы, полные сокровищ, Моуры прячут в пещерах, под скалами или под землей и, конечно же, в дольменах и под холмами. Золото их спрятано внутри ваз, погребальных сковородок, что возможно связано с распространенными в бронзовом веке Погребальными урнами. Вместо горшочка золота, можно отхватить и горшочек с чумой.

Иногда Моуры появляются как гиганты или воины.
Так же с Моурами связывают Моуринхос или Маруксинхос – крохотных эльфов, живущих под землей.

Своя история о Зачарованной Моура есть почти в каждом португальском или галисийском городе.

Змеиная Принцесса Моура

Сказания о Принцессах Моура – полуженщинах-полузмеях со светлыми волосами имеют два варианта.
Согласно первому, это прекрасная мусульманка, живущая в замке во времена Реконкисты, и влюбившаяся в христианского рыцаря.

В другом варианте – Принцесса Моура живет под землей и влюбляется уже в мавра.

Очевидно, что эти легенды объединили в себе древние представления о змеевидном божестве и уже более поздние реалии.
Обычно этот сюжет служит для объяснения названия того или иного города (топонимические легенды). Или же они представлены в религиозном контексте.
Змеевидность Моур роднит их с Ламиями (Ламиньяками) греческого и баскского  фольклора. Символ змеи почитался издревле, особенно в эпоху матриархата. На Древнем Востоке главной богиней была Мать-Земля и связанные с нею образы быка и змеи. В трипольских орнаментах эпохи матриархата змеиный узор был одним из распространённых сюжетов.

Одна из легенд о  Принцессе Моуре, гласит, что она в облике змеи обитала в замке Ноудар. Выглядела она, как змея с прической монхо, характерной для пожилых женщин.
Другая легенда говорит, что Дама-Змея, хтоническая богиня, в день летнего солнцестояния открывает пути к скрытым сокровищам, в это время устраиваются праздники в честь неё. В остальное время она превращается в змею и живет под камнем.
С приходом христианство в этот регион, здесь распространились особые кресты на камне, на котором так же сидит змея.

Средневековое распятие в Гондомиле со змеей

Любопытно, что символ змеи был принят Императором Португалии во времена Великих Географических открытий.

Бык - еще одно из воплощений Моуры

Например, история о Домике Моуры Зайды в Алентежу. Эта прекрасная Моура проживала  дольмене вместе со своими сокровищами, и только мужественный человек мог справиться с Быком, хранителем Дольмена и Моуры.
Бык  - частый спутник Моур, а так же любимый супруг Древней Богини Возрождения.

Иллюстрация к легенде о Моуре Зайде

А была ли Моура богиней?
Нет, как и славянская русалка, никогда ею не была, она лишь её подопечная.

Или наследницей Великой богини, чье имя до нас не дошло?
Нет, Моура, как Мертвая  – это одно из прозвищ Великой богини, связывавшее её с миром предков.
В легендах о них видны отголоски кельтских (и индоевропейских вообще) верований (их богини часто имели множественную форму).

Великая богиня Мегалитов же не была настоящей европейкой, её происхождение сложное, включающее даже африканские корни.


Связь с солнцем и луной, связь с подземными богатствами, связь с миром мертвых, функции атмосферного божества, связь с камнями и горами, связь с источниками, связь с морем. Предводительницы ведьм и королевы маленького народца, все это в облике Моуры проскальзывает лишь мельком.

Но вот наследницей Хозяйки Мегалитов она была, после того, как древняя Богиня покинула свои каменные дома, их тут же заселили Моуры.


Сведения о Моурах использовали ученые для поиска древних памятников. Как Майру у басков Моуру считались строителями древних дольменов. И они до сих пор живут внутри этих дольменов. Древние монеты, которые находят в холмах,  называют «Медалями Моура».
Камни для строительства они носили на своих головах.
Дольмены рассматриваются, как обитель Моур - Casa da Moura, что напоминают Домус-де-Янус – название для дольменов (Дома Ведьм-Джанус) на Сицилии или Шалаши Ведьм в Басконии, «Мейсон де Корриганс» в Бретани. 
Все памятники подобного рода тесно связаны с Моурами.
Скальные могилы часто называются «Кова да Мура» или «Массеира», последний термин означает место, где «Моуры месили хлеб».


вырезанные углубления в скале могилы в Форнос де Algodres,
Португалии, называемые Masseira, - это место, где Моуры месили хлеб

Их также называют «cama da moura» (кровать Моуры).
Cadeira da moura - (стул Моуры) - монолит в форме стула, который считается королевским троном. Моура сидит на стуле ночью, и каждый раз, когда Моура собирается получить воду, она держит стул под мышкой.
Моуры обитали в камнях, таких называли Каменная Моура (Педро-Маура). Если человек садился на её камень, то на него могли наложить чары. Если такой камень приносили в дом, то вся скотина дохла. Путешествие в волшебную страну Моурама описывается как полет или плавание верхом на камне.
Алтари, установленные по обету, в придорожных храмах получили название «almas dos mouros» или «alminhas dos mouros» («Души Моур» или «маленькие души Моур»).

Есть интересный сюжет о Моура-Фиандейра, в которой она представлена в виде девушки-веретено. В то время пока она носила на голове камни, для строительства древних городищ, вокруг её талии закручивалась нить (прялка была на её талии). Прялка или веретяно - пизнак древней богини-пряхи, богини судьбы.
Например, памятник культуры Кастро – Педро Формоза (Красивый Камень) был принесен в Ситанию-де-Бритейрос Моурой на голове, пока она вращала веретено. (Культуру Кастро (IX в. до н. э. — I в. н. э.) связывают с докельтским индоевропейским населением, в том числе с лузитанами).

Две Педры-Формозы:

Ситания-де-Бритейруш (Citânia de Briteiros), Моура принесла её на голове.
Возможно все дело в человекообразном орнаменте

Каштру-даш-Эйраш (Castro das Eiras).
В орнаменте я вижу сходство с древнесицилийскими узорами на могильных плитах.

Перед нами - Богиня Прядильщица. Этот сюжет, схожесть имен с греческой Мойрой, связь с прядением, а так же веретеном судьбы. Все богини-пряхи в той или иной степени являются богинями, отмеряющими человеческую судьбу. Тут уместно вспомнить и славянскую Мокошь, Наречниц. Моура также, как и многие богини-пряхи, низведенные до уровня низших демонов, приходит в дома ночью, чтобы прясть, и лишь по шуму можно определить, что она здесь.
Связь с богиней судьбы видна и в следующем сюжете.
Есть в галисийском фольклоре персонаж Лавандейра, схожий с Прачкой-у-ручья – эти три старые женщины, которые в полночь стирают окровавленные одежды тех, кому суждено умереть.

Les Lavandières de la nuit , 1861, Yan 'Dargent

Сама Моура-Прачка (Лавадейра) чаще просто является в окружении солнечного света в белых одеждах.
Легенды о Прачках появились в связи с обычаем стирать одежду умершего, не зависимо от сезона, когда он умер.  Ритуал этот зародился еще в эпоху неолита, когда активно стала появляться тканная одежда.

Археолог Хенна Линдстром из университета в Хельсинки (Финляндия) написала еще об одной категории легенд, в которой Моура “пришла в эту область в начале времени и сформировала ее — холмы и долины, реки и дольмены, менгиры и красные картины на скалах, и еще родила детей, которые, возможно, стали предками общества, рассказывающих эту легенду. Что там было до этого? Женское божество, был также и сам пейзаж, в котором зародилось все живое и к которому они возвращаются в круговороте жизни? Возможно”.
Слезы Моур породили некоторые реки и озера. Есть легенда о Фонтане (источнике) Моуры Энкантандас в приморском городе Повоа де Варзим (Португалия). Его воду использовали для мессы.

Описывая сами дольмены, Линдстром сказала:
"Искусство и символы в португальских дольменах и их ориентация к восходящему Солнцу, как можно увидеть, рассказывают о своей вере в возрождение. Искусство само по себе может рассматриваться как созданное для того, чтобы направлять людей путешествовать между мирами живых и мертвых. Мегалитические гробницы были местами ритуальных захоронений, но очень вероятно, что это не было их единственной и возможно, даже главной функцией. Вполне возможно, что они были, как и храмы в христианские времена, центром духовной жизни, вокруг которых собиралось вместе сообщество праздновать важные даты и события, договариваться в вопросах, касающихся всей общины и укрепления их общности".

Пример использования древнего дольмена Церковью в Павии, Португалия
Tags: Дева, Иберия, Легенды, Мокошь, Старуха, мегалиты, образ Смерти, тройственная богиня, фольклор
Subscribe

  • Морская богиня Арморики

    Скульптура на церкви Сен-Сулуа в Сизуне (Финистер), Франция У Гуэнклена ле Скауэзека в его "Преданиях Бретани" можно найти замечание,…

  • Рогатый Бог бретонского Карнака

    Одним из символов древнейшей Богини Матери, той, что управляла миром во времена строителей мегалитов, был Бык. Он воплощал собой её…

  • Богини-амазонки у галлов и кельтов

    Многие античные авторы отмечают воинственность кельтских женщина. А вся галло-кельтская мифология пестрит образами богинь воинственных,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment