Мазайка Урза (mazayka_urza) wrote,
Мазайка Урза
mazayka_urza

Categories:

Поклонение Бендис у дако-гетов

Геты и даки - это два родственных друг другу фракийских племени. Даки жили на территории Трансильвании, а Геты к юго-востоку от Карпат. Эти территории известны, как Дакия и Мёзия.
Их мифологический пантеон в целом соответствовал общефракийской религии. И как у других фракийских племен у них фиксируется культ некоего женского материнского божества. В научной литературе его называют Бендис (Мендис, Вендис). Известно о том, как чтили Бендис в Греции, после отождествлении её с Артемидой, но очень мало известно, как поклонялись ей сами фракийцы.
Геродот упоминает о том, что фракийские женщины почитают Артемиду (Бендис), используя в ритуалах пшеничную солому, как обязательный элемент культа. Из слов древнегреческого историка некоторые делают вывод, что почитание  Бендис было чисто женским культом. Основные функции её ограничивались ролью гето-дакийских женщин в обществе -  охрана домашнего очага, приготовление пищи, а так же, конечно, плодородие земли.
Но открытия, сделанные археологами на важных объектах фракийской государственности, позволяют думать, что Бендис, как и её дочери - гето-дакийки - играла куда более важную роль.

Круглое Святилище в Сармизегетузе - главном военном, политическом, религиозном центре доримской Дакии, резиденции дакийских царей

О том, что Бендис была чем-то большим, чем просто женским культом говорили и сами греки, сравнивая её с Великой матерью Кибелой, и говоря про то, что ей воздаю два вида почестей - земные и небесные. А так же называя высокую статую, расположенную в Вифинии.
При раскопках в Сармизегетузе был обнаружен керамический медальон, на котором изображена головка женского божества, датируемый 79 г. н.э. Богиню называют Бендис. И для начала остановимся на отличиях между греческими и фракийскими изображениями богини.

Что интересно, у Богини на голове нет привычного по греческим изображениям Артемиды Бендиды фракийского колпака из лисы. Думаю, что это какой-то, схематически изображенный, убор из повязанной вокруг головы, свернутой жгутом, косынки (платка), который иногда можно разглядеть на рельефах, изображающих дакийских женщин. Длинные волосы причесаны на пробор, собраны на затылке в плотный узел, всю эту красоту покрывали чем-то похожим на вуаль или сеточку, и обматывали плотным жгутом, который иногда заменяли диадемой. В каких-то случаях это могли быть и, обвитые вокруг головы, косы, спереди украшенные гребнем
Похожую прическу и с платком и с косами можно было наблюдать еще недавно в сельских районах Трансильвании (Дакия). Что-то на подобии этого:
Алопекис (алопак), который мы наблюдаем у греческой версии Бендис, был частью мужского воинского костюма, что-то вроде шлема. Но греки цепляли его на головки почти всех богинь, чтобы подчеркнуть их восточное (относительно греков) происхождение. В случае с Бендис наличие подобия шлема даже оправдано, ведь она у них отождествлялась с охотницей Артемидой, богиней вооруженной. Но все-таки в гето-дакийской родной среде богиня не изображалась одетой не на мужской манер, а как типичная богатая фракийская женщина.
Еще одно изображение, предполагаемой Бендис в виде медного бюста-маски (это может быть и её жрица, существование, которых не доказано) было найдено в Пьятро Рози, построенная во времена легендарного Буребисты. Поселение было расположено в горах Орешти и было уничтожено римлянами, направлявшимися в Сармизегетузу.
Пустые глазницы некогда были заполнены цветной пастой или стеклянными глазками. Эта штучка некогда крепилась к стене или какой-то пластине. Опять богиня изображена с женской прической, закрепленной крестообразными заколками и покрытой вуалью. Большая грудь богини подчеркивает её функцию, как божества фертильности и межполовых отношений. На груди так же видна гривна, украшение типичное для состоятельных дакиек. Археологи реконструируют в её руках факел. Не копье, характерное для Артемиды Бендис!
0_1b5021_fac1a67b_XXL.jpg
Греки рисовали Бенддис (мешая её с другой фракийской богиней Котис) с копьем,
но сами же и объясняли, говоря, что Бендис - "двукопийная",
потому что ей по жребию определено два вида почестей - земные и небесные,
и потому что существует два огня - Луна и Солнце

Факел атрибут более характерный не для Артемиды Агротеры (охотницы), а  Артемиды Светоносной, которая отражает лунную (несущую свет) сущность богини. Факелы так же непременный атрибут другой лунной богини, часто сравниваемый с Артемидой - Гекаты. А Бендис часто отождествлялась с этой мрачной ночной богиней, более того, сами греки считали свою Гекату, позаимствованной у фракийцев.
Геката связана с миром смерти, с перекрестками, то есть в какой-то мере она управляла судьбой человека. По легендам у Бендис между ног было веретено, и она была богиней-ткачихой, как греческая Афина. Это не означало только то, что она покровительствовала женским ремеслам, но и дает представление о том, кем на самом деле была Бендис - древнейшей богиней судьбы (здесь можно больше почитать о функциях Бендис).
Огонь в руках, веретено, большая грудь - это все указывает на то, что перед нами типичная древняя богиня-мать, ведущая происхождение из неолита.
И неудивительно, что именно Бендис была избрана покровительницей дакийских всадников.

Свинцовая таблица из Ромулы, изображающая Бендис в геральдической позе между двух всадников (3 в. н.э.)

Сразу после 106 г. н.э. после завоевание Трояном Дакии культ фракийского всадника стал распространяться среди римских солдат. Многочисленные свинцовые таблички, копирующие мраморные рельефы, изображающие дакийского всадника, были обнаружены по всей территории обитания фракийских племен. Свинец - материал не дешевый, дешевле было изготовить их из терракоты, а значит самое приемлемое объяснение их предназначение - магическое.
На самых древних таблицах всадник один - его можно отождествить с богом Херосом (тем самым, от имени которого выводят балтского Перкунаса и славянского Перуна). Позднее появляется каноническая иконография, когда два всадника стоят между богиней, чей самый частый символ была рыба.
Этот сюжет включает и другие символы -  луну, солнце, звезды, львов, собак, баранов, орлов, змей, ворона, петуха и, иногда, быка. Всадники несут на своих штандартах Змей, или точнее, "Дакиских драконов".
Двух всадников идентифицируют с Диоскурами или кабирами, связывая их с известными мистериями кабиров, проводившимися на Самофракии. К культу могли примешаться заимствования из митраизма, но основа была дакийская (миф не известен).
Еще по одной версии, эти два всадника - солнце и луна.
Культ всадников был тайным, и его не разделяли собратья фракийцы, жившие к югу от Дуная.
Наиболее вероятная трактовка сюжета - установление единства трех миров (такие изображения часто бывали трехчастными)
daciachalcedon.jpg
Изображение на халцедоне, перстень

Существовало три ступени посвящения в культе дакийских всадников - Овен, Солдат, Лев. Даже при беглом взгляде понятно, насколько сложен символизм этих изображений, в нем еще только предстоит разобраться. Надписи на них очень короткие, одно слово.

Свинцовая таблица из Cioroiu Nou, Румыния

Не маловажно, что такие бляшки до прихода римлян не производились. И символика таких изображений (поза богини) идет из греко-римского мира.

Пока все, но к теме я еще вернусь.

Еще пост о Бендис и всадниках.

Tags: Артемида, Бендис, Вселенская Богиня, Греческая мифология, атрибуты, инициации, обряд, фракийцы
Subscribe

  • "Жрицы" культуры Винча в масках

    Терракотовая статуэтка культуры Винча женщины на зооморфном троне Когда рассматриваешь статуэтки культуры Винча, бросаются в глаза…

  • Соволикие крышки культуры Винча

    Среди многочисленных интересных находок, обнаруженных в ареале распространения культуры Винча, встречается группа артефактов - просоморфные крышки…

  • Тетис и Тиамат - морские богини-матери

    Море - обитель множества демонов и древнейших богинь, величественных, грозных. В мифологии древнейшего письменного народа нашей земле,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment