Мазайка Урза (mazayka_urza) wrote,
Мазайка Урза
mazayka_urza

Categories:

Богиня из-за моря


"Похищение Европы", Илья Панек, современное искусство
Миф о Европе, похищенной Зевсом в образе быка, которую он доставил на остров Крит, является основополагающим для той части суши, где проживает основная масса потомков индоевропейских народов. Поскольку в результате того события эта часть континента получила свое имя, которое ему одолжила финикийская царевна.
Можно почти с полной уверенностью сказать, что в образе Европы перед нами предстает подлинное древнее божество, но вопрос я ставлю такой - божеством какого народа она было: финикийского, коим управлял её отец, или все же критского, чью династию она основала? Насколько далеко за морем находились те берега с которых она пришла?

Чем так привлекает древнегреческая мифология, так это увлекательным сплавом протогреческих, общих индоевропейских, месопотамских и анатолийских черт. Наиболее же сильное влияние происходит от догреческих аборигенов, из которых минойцы были самими известными.

Вкратце сюжет мифа таков.  Дочь царя Сидона похищает Зевс в образе быка (имя которому Астерион - Звездный, что так же и имя Минотавра, внука Европы), доставленную на остров Крит девушку громовержец соблазняет. Их ребенок Минос, становится основателем династии Критских царей.

За что сразу цепляется внимание - божество в образе быка, которое греки идентифицируют с Зевсом. И сразу же вспоминаются рогатые алтари Крита,  изображения девушек верхом на быках или ритуалов, в которых акробаты перепрыгивают через это животное. И вообще бык, бык и еще раз, бык... повсюду, причем, как паредр Великой минойской богини
1-нить-Ариандны.jpg
Но финикийцы так же как и минойцы поклонялись богу-быку.
И древние египтяне тоже чтили бога-быка, и вавилоняне и древние индийцы...
Само по себе почитание женского божества связанного с Быком, который часто является её супругом, не уникальное явление. Этот мифосюжет появляется на всей территории Ближнего Востока и Европы очень давно.

Богиня-мать из Болгарии, восседающая на быке  7000 лет назад, напоминает нам о Зевсе и Европе

Так что бык не является маркером родины Европы.

Тогда попробуем ухватиться за сюжет о богине, которая пересекает море, достигает новых берегов и основывает там свой культ.

Маринатос вспоминает семитскую богиню Асират (Ашеру), чей эпитет - "госпожа, наступившая на море", что отражает победу божества над хтоническим чудищем. Приводились в журнале уже мифы об Анат и Астарте, где они объявлялись победительницами морского змея  Йамму или Ладана. А в семитской мифологии все три женских образа часто между собой сплетались.
И финикийцы, будучи торговым морским народом, основали множество колоний, и везде они основывали свои святилища, где чтили Астарту.

А что же критяне? Было ли у них такое божество?
Было!
Оно предстает перед нами в минойских печатях на кольцах - женское божество на лодке, которое перевозит некую свою святыню, часто с почитаемым священным деревом внутри.

Минойское кольцо из Кносса (1450-1400 гг. до н.э.)

На этом кольце представлена довольно сложное действие, которое сочетает в себе три версии Эпифании (Богоявления)
- первое - крохотное божество, спускающееся с небес,
- второе - сидящее на рогатом алтаре божество, наблюдающее за актом поклонения дереву, который совершает мужчина и женщина
- третье - богиня, плывущая по морю в корабле, чей нос украшен головой морского коня,  в котором она перевозит алтарь или ступенчатое святилище.
Эта богиня на лодке меня и интересует, поскольку подобный сюжет встречается не раз.
Вот, к примеру, на кольце из Мохлоса.
Еще одно кольцо из Мохлоса, очень сильно изношенное. Опять же Богиня, захватив с собой свой храм из которого произрастает священное дерево, отправляется в плавание к новым берегам на корабле, украшенном фигурой морского дракона
Кстати, это носовое украшение корабля напоминает голову вавилонского дракона.
Так что, эту загадочную богиню можно так же, назвать - "госпожой, наступившей на море", которая вероятно так же чтилась победительницей морского чудища, что олицетворяло носовое украшение.
Еще более интересная линия для исследования открывается, когда рассматриваешь свойственную грекам путаницу между "критянским" и "финикийским". Для ранних греков с материка, еще до того, как их культура выросла в блестящую микенскую цивилизацию, посещающие их с торговыми целями финикийцы и критяне могли казаться одним и тем же народом: оба цивилизованные народа, приплывающие к ним на современных впечатляющих лодках с южных направлений, говорящих не на греческом языке, а так же оба торгующие редким фиолетовым красителем (пурпуром). Даже слово "фойникес" - "финикийцы", происходит из догреческого языка, но использовалось для обозначения выходцев из юго-западной Анатолии, которые говорили, вероятно, на языке аналогичном аборигенам Эгеского моря. Центральный Крит в среднеминойский период (около 200 гг. до н.э.) испытывал приток анатолийского влияния, что привело к росту дворцовой системе.
(Бык и женское божество - так же весьма характерная особенность в религиозной системе народов Анатолии, которая оказала значительное влияние на религию Крит. Интересно сравнивать параллели в культе Великого критского божества и малоазийской Кибелы. И родиной пары - бык и богиня, могла быть изначально именно Малая Азия).

Имя финикийской царевны Европы с точки зрения греческого языка не прозрачно для нас, трактовку - "Широколицая", Роберт С.К.Бекес объясняет, как народную этимологию, переосмысление. Интересно, что эпитет Европа часто используется как синоним Главкопис - "совоокая" для Афины и иногда Деметры, то есть появляется некая цепочка - Европа-Афина-Деметра. Что так же указывает, скорее, на минойское, чем финикийское происхождение имени "Европа".

~Об основании критянами колоний, где они устанавливали культ своего великого божества много говорилось в моих статьях по сицилийским культам.~

Богиня, одетая в типично минойскую одежду, отплывает, готовая основать новый культ. Это отражает торговую деятельность минойцев, которые основывали свои колонии в Мелосе, Тере, Кеосе, Скопелосе, Китере, Родосе, Карпатосе.
Этот культ прослеживается в нескольких местах, бывших некогда колониями критян. Например, вот это граффити 8-го века до н.э. из храмового комплекса острова Делос связывают с выживанием этого культа в местном культе богини Бритомартис
Бритомартис была некогда горной нимфой, которая бросилась в море, чтобы спастись от преследований критского царя Миноса, и превратилась в минойскую богиню рыбной ловли - Диктину. Затем она была перенесена через море в минойскую же колонию на острове Эгина.
Конечно же прямого соответствия критской "Богини из-за моря", Европы или Бритомартис не имеется, но  как  показатель выживаемости древнейших культов,  и их новое переосмысление  в классической мифологии - довольно интересная история.
Tags: Богиня на Драконе, Греческая мифология, Древесная богиня, Минойцы, Рогатый бог
Subscribe

  • Тигриная богиня Хараппы

    Вчера, в посте про Рогатых богов Хараппы, я уже приводила эту печать, где Рогатая Богиня сражается с демоном в образе тигра с рогами на голове.…

  • Рогатые и кровавые боги Хараппы

    Дрвнехараппская печать, изображающего Рогатого бога или Прото-Шиву Эта печать из древней цивилизации Хараппы, что некогда процветала в долине…

  • Морская богиня Арморики

    Скульптура на церкви Сен-Сулуа в Сизуне (Финистер), Франция У Гуэнклена ле Скауэзека в его "Преданиях Бретани" можно найти замечание,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments