Мазайка Урза (mazayka_urza) wrote,
Мазайка Урза
mazayka_urza

Categories:

Ванф - этрусский демон смерти

Закопалась я в тему Богини со змеями по уши. Вот вам еще одна.

Бронзова статуэтка этрусского демона Ванф, 425-400 гг. до н.э.,
найдена возле Везувия, Компания, Италия
Ванф не совсем богиня, скорее демон Смерти

И, вообще-то, змеи не самый типичный атрибут для Ванф. Вот крылья - это да, и факел, но не змеи (кстати, иногда на её крыльях изображены глаза, что подчеркивает вездесущность смерти).

Гробница рода Анина, Тарквиния, 3 в. до н.э.
Харун (слева) и Ванф (справа) готовы принять мертвых в Нижний мир

Демон Харун (позднее именовавшийся Хару) частый спутник Ванф, так же часто изображался на стенах этрусских гробниц. И этих двоих идентифицировали, как божеств (демонов) смерти, богов-психопомпов, сопровождающих души умерших к месту их посмертного пребывания.


Ванф ведет души к Харуну, гробница в Тарквинии, вторая половина 3 века до н.э.

Ванф одета в короткую юбку, на голой груди скрещены кожаные ремни. Факел в её руке, чтобы осветить путь, а ключи, чтобы отворить дверь в подземный мир.


Изображение Ванф на терракотовой урне.

Иногда в её руках меч или свиток, что подчеркивает функции Ванф, как божества судьбы.


Ванф, держащая в руках свиток с собственным именем

Имя этого демона-богии интерпретируют, как "та, что держит дверь".
Я нашла очень любопытные трактовки, возводящие образ к общему индоевропейскому фундаменту.
Плиний сообщает интересную историю о том, как некий демон в волчьем образе пытался вырваться из подземного мира и опустошить окрестности Вольсинии, но едва приподняв крышку колодца, он был тот час же загнан обратно. Приводится имя демона - Олта, Рашингер полагает, что по-этрусски оно звучало, как Велфа.
В Этрурии, в священном городе Вольсиниях почитался бог, чье имя передается, как Велтуна, Вертумн, Велтина.
Если верить Рашингеру, то тот демон-волк из колодца идентичен этому богу, которого считают хтонической формой главного бога этруссков Тина или богом круговорота в природе.
А теперь вспомним  древнеиндийский миф о демоне Вале.
Некие демоны Пании (в единственном числе Пани) угоняют коров бога  Индры. Тот вместе со своей собакой Сарамой, отыскивает пещеру демонов и возвращает пропажу. Демон Вала поднимает вой из глубин, но Индра поражает его.
Тут все очень символично, и участие собаки Сарамы, которая подобно волку, вечный союзник бога-громовержца, и образ демона Валы, который близок Велфу и балтскому Велсу. (Существуют легенды в которых Велс и волк враждуют).
А название демонов Паниев близко Пану, греческому богу природы.
Итак, в этрусском мифе мы видим чудовище, вылезающее из колодца (символ Нижнего мира), чаще он имеет вид волка, или человека с головой волка (или просто человека  в волчьей маске).
Не восходит ли образ этрусской Ванф к этому древнему индоевропескому божеству, который имеет много общего с балтским Велсом и славянским Велесом?
О подземных божествах с головой волка и их связи с крылатыми змеиными богинями упоминалось в прошлом посте - Змееволосые богини, связанные с миром мертвых.

Ванф - вестница смерти, иконографически близкая Эриниям (Фуриям) из прошлого поста, а типологически - скандинавским Валькириям, славянским Вилам, балтским Велям, которые опять же имеют ту же именную форму восходящую  к Велсу, Вали, Вельтумну. Эти девы забирали души мертвых в потустороннее царство и имели крылья и прочие птичьи черты.

Ванф на самом деле очень напоминает собой Ангела Смерти.


Марианн Стоукс, "Смерть и Дева", 1905 г.

Андрогинность, особенно в одежде, и крылья, свойственные этой богине, очень её сближают с обликом библейского вестника.


Фреска из гробницы François (копия Аугусто Гидо Гатти 1931, оригинал 340 г. до н.э.), Вульчи
Ванф показана женщиной андрогинного облика, с крыльями - настоящий ангел.
Харун имеет кожу синего цвета и держит молот в руках.

А на следующей фреске Ванф (слева) даже имеет какое-то подобие ореола над головой!

У Харуна, который окрашен в синий цвет, в руках молот и тоже крылья, как у его спутницы.

Ну а что же змеи?

Очень часто в этрусском искусстве типичная поза Богини со змеями, когда она держит их в разведенных  руках, принадлежит не Ванф, а Харуну. (хотя чаще ему в руки вкладывали молот, которым открывает замок в царстве мертвых).


Сцена прощания Адмета с Алкестой, которой суждено заменить его среди мертвых.
Два Харона поджидают её - один держит молот, а второй двух змей, в этом случае у него еще и крылья.

Фреска из гробницы в Тарквинии, 5 в. до н.э. Синий демон со змеями в руках, возможно, тот же Харун.

Кстати, еще одна интересная особенность, изображения Ванф  и Харуна часто очень похожи. Отличием служит синий цвет кожи и борода Харона, но общим для них является склонность к андрогинизации их одежды: если закрыть рукой лицо, то по их нарядам не сразу поймешь - женское или мужское божество перед тобой.

К примеру, изображение Харона на сосуде в женской одежде, при этом он имеет типичный для себя атрибут - молот.

Я уже приводила пример, в котором типичный атрибут древней женской богини - 2 змеи, передавался её служителю или спутнику - Змеи Деметры, которые оказались у Триптолема.

В этрусском религиозным искусстве Харун не единственное божество, которое переняло атрибуты Ванф - змей и крылья. Примерно с 150 г. до н.э., когда этрусски ассимилировались с римлянами, греческое чудовище Тифон приобрел те же черты.


Фреска Тифон, в Гробнице Тифона в Тарквинии, около 150 гг. до н.э. У Тифона крылья и змеи.


Tags: Богиня со змеями, Греческая мифология, Двуполое божество, атрибуты, образ Смерти, римская мифология, этрусская мифология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments