Мазайка Урза (mazayka_urza) wrote,
Мазайка Урза
mazayka_urza

Category:

Сицилийские культы: культ Деметры Малофорос в Селенунте

В прошлых постах, когда велась речь о сицилийском культе Деметры, я в основном акцентировала внимание на то, как происходила замена местного культа Подземных богинь культом греческой богини.
Но в Селенунте - городе, который основали выходцы из Мегар Нисейских, все было несколько иначе. Колонисты, прибыв на Сицилию, привезли с собой готовый культ, который в то же время отличался от культа Деметры греческих полисов.

Статуэтка Деметры, обнаруженная в святилище в Селенунте

Сначало о самом культе Деметры в Селенунте.

Святилище Деметры Малофорос располагалось вне города на холме Гаджер, где изначально был её алтарь. Рядом с храмом был некрополь, что подчеркивает хтонический характер местного культа. Поскольку материал из святилища самый древний, то и культ богини в городе древнейший.
Селенунт был основан в землях сикан, которые так же поклонялись хтоническому божеству, чьи черты передались и Деметре.

Алтарь в храме Деметры Малофорос
Помимо богини-матери Деметры на холме Гаджер обнаруживается вся триада Богини.
Святилище дочери Деметры - Персефоны Пасикрейтии (Всесильной) расположено так же на холме Гаджера. И она считалась богиней мертвых.

Вотивные статуи девушек Кор с голубками в руках.
К святилищу Деметры примыкало Святилище Гекаты.

К северу расположено святилище Зевса Мейлихиоса (букв. «успокоитель»),  божества потустороннего мира, связанного с мертвыми и обрядами очищения, описанными в священном законе города. Зевс Мейлихий в Селенунте выступал, как паредр Деметры. Это было синкретическое божество, в котором проявлялись черты главы богов и древнего местного подземного божества. Ему приносили жертвы в случаях самых бурных и трагических событий. Соединение культа Деметры с культом Гекаты и Мейлихия так же указывает на связь с заупокойным культом.
То есть культ Деметры в Селенунте был тесно связан с культом мертвых.

А теперь о происхождении культа.

В Мегарах, откуда прибыли колонисты, тоже был храм Деметры Малофорос и так же он располагался вне города.

Мегароны имели важное значение в культе Деметры.

деметра малофорос.jpg
Мегарон из  селенунтского святилища Деметры

Они появились еще в микенское время, как культовые постройки, посвященные великому женскому божеству микенцев. Имя той древней богини не известно, но она имела довольно обширные функции, и земное плодородие в их числе. В более поздние времена в некоторых областях Греции «мегаронные» сооружения в честь Деметры имели уже чисто символическое значение и превратились просто в ямы или скальные углубления, куда участники празднеств сбрасывали свои подношения. А вот у Мегарцев Мегарон так и остался частью культа Малофорос.

Прозвище Малофорос (данное мегарцами) трактуют по-разному:

- Оно пошло еще от первых жителей страны, скотоводов. Оно происходит от mh`lon (в дорийском диалекте ma`lon) в значении "овца" (Павсаний)

- Но между тем, прозвище имело вполне конкретное значение – «яблоко», а так же имело более широкое значение – «плод, растущей на дереве».
Прозвище это у Деметры  могло  появиться благодаря статуе богини с яблоком в руке (У. Виламовица фон Меллендорфа)

- Именем Малофорос называли местное божество плодов, которую позднее отождествили с Деметрой (К.Ганель)

Культ Деметры Малофорос существовал в двух городах помимо Мегар – Византии и Селенунте.

Но именно Селенунтский культ отражает всю идейно-мифологическую его составляющую.

Одна из особенностей местной Деметры Малофорос обнаруживается после прочтения надписи, посвященной победе селенунтян. Там перечисляются боги и богини, которые помогли одержать эту победу и среди них Малофорос. Деметра предстает, как помощница в ратном деле и заступница.

Есть еще одна надпись, где Деметра предстает в подобной роли (в Селенунте её в основном называют просто Малофорос). Этой посвящение Малофорос от некоего Тевла, сына Пиррия, по обету, данному в море, видимо, в минуту опасности.

Культ Деметры Малофорос в Селенунте обнаруживает такое своеобразие, что даже выдвигают гипотезу, что он полностью взят из культа местного сиканского божества (Л.Парети). Но это не совсем так. Все-таки основное влияние здесь идет из метрополии. Культ Малофорос из Мегар Нисейских довольно рано (VIII в. до н.э.) был перенесен на Сицилию в Мегары Гиблейские. А уже оттуда в колонию Мегар Гиблейских – Селенунт. И своеобразный культ Малофорос, который сочетал в себе сотерические функции с хтоническими, сформировался еще там в Мегарах Нисейских. Просто он был очень рано, в период архаики, перенесен на Сицилию оттого так много хтонических черт, которые вообще свойственны культу Деметры на Сицилии.

В образе Малофорос ученые выделяют два крупных пласта:

- Наиболее древний крито-микенский. На территории Мегар Нисейских некогда процветал культ женского божества крито-микенской религии, которое затем стали ассоциировать с Деметрой. С этим пластом связывают появление сотерических функций Малофорос в Селенунте, связаны с «Владычицей» микенских надписей.

- Большое влияние на культ Малофорос так же оказал Элевсин с его знаменитым святилищем Деметры и мистериями. Культ, в котором воскрешение и умирание природы ассоциировалось с рождением и смертью человека. То есть хтонические черты в культе Малофоос сформировались еще в Мегарах под влиянием Элевсин, но отчетливее всего проявились в Селенунте.

- Еще одним пластом в образе этого божества была местная мегарская богиня, покровительствующая плодоношению садов, и называвшаяся Малофорос.

В связи с малой изученностью культа Малофорос в Мегарах (Павсаний ничего не говорит ни об обрядовой части культа, ни о ритуалах) мы не можем сказать, какие черты Малофорос были принесены в Селенунт, а какие достались от местного божества. Но общая направленность (хтоническая) в культе Малофорос показывает, что оно прекрасно вписывалась в представление о местном подземном божестве, и могло что-то заимствовать из сиканской религии.

В III в. до н.э. культ Малофорос вступил в конкуренцию с культом карфагенской Танит и синкретизировался с ней. А вот культ Мейлихиоса карфагеняне оставили в прежнем виде.
Tags: Богиня, Геката, Греческая мифология, Микенцы, Минойцы, Персефона, Святилище, Сицилия
Subscribe

  • "Жрицы" культуры Винча в масках

    Терракотовая статуэтка культуры Винча женщины на зооморфном троне Когда рассматриваешь статуэтки культуры Винча, бросаются в глаза…

  • Соволикие крышки культуры Винча

    Среди многочисленных интересных находок, обнаруженных в ареале распространения культуры Винча, встречается группа артефактов - просоморфные крышки…

  • Многогрудая мать Нисаба

    Статуэтка богини, кормящей ребенка, найденная Л.Вулли в древнем Уре убейдской эпохи Когда шумеры покинули свой родной остров Дильмун и прибыли…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments