Мазайка Урза (mazayka_urza) wrote,
Мазайка Урза
mazayka_urza

Category:

Сицилийский треугольник


Современная интерпретация Сицилийского трискела в форме трех бегущих ног и головой Медузы Горгоны в центре.
Сицилия - остров в Средиземном море, с плодороднейшими землями, самыми вкусными фруктами. Самой судьбой острову было уготованно стать землей, посвященной женским богам плодородия.

Некогда, в давние времена, Сицилия имела другое имя - Тринакрия.

"Называли по причине её очертаний: тремя мысами, тремя зубцами Посейдонова трезубца вдаётся в воды Средиземного моря этот самый большой из его (Посейдона) островов"
Диодор

Три мыса Сицилии: Капо-Пассеро - на юге, Капо-Пелоро - на востоке, Капо-Лилибео - на западе. Благодаря им остров имел форму треугольника.
А дело все в том, что под островом этим, дщерь Зевсова дева Афина, заточила Энкелада, после того, как олимпийцы выиграли войну с гигантами.
Правая нога великана находится под горами Эрикса, его грудь  в центре острова в Энне, там где некогда Аид похитил Персефону, руки его тянутся одна к Мессине, а вторая к Сиракузам, голова же его под вулканом Этна. Это огненная слюна Энкелада вырывается из жерла, при каждом крике гиганта. Иногда это страшное существо пытается выбраться из заточения, и остров сотрясают землетресения. Но Афина внимательно наблюдает за своим пленником, не позволяя злу вновь вырваться на свет.
Этой необычной треугольной форме острова древние придавали символическое значение: треугольник издавна был символом женского плодотворящего начала и женщины вообще. Утверждали даже, что есть еще одна, небесная Тринакрия, которая созвездие Дельты, что среди звезд "представляет форму Сицилии" (Гигин).
Если обратится к мифам, то можно наблюдать такую картину - всю мифологию (и не только) Сицилии пронизывает тройственность.
Помимо того, что сам остров имеет треугольную форму, еще и Апулей называл Сицилию триязыкой, оттого, что на трех языках говорили её жители (местном, греческом и латыни).
А вот такую карту расселения народов на острове застали греки, когда пришли на него. Три народа населяли её - сиканы, сикулы и элимы. (Важный момент - сикулы и элимы появляются позднее сиканов).
Сиканы пришли на остров между 1900 и 1800 гг. до н.э. Их считают доиндоевропейским населением, которое, вероятно, пришло из Иберии (из Каталонии) и смешалось с местными народами. По другому мнению, они были иллирийцами, которые вытеснили автохтонов Сицилии.
Сикулы прибыли в конце второго тысячелетия до н.э. Их, в отличии от сиканов, считают индоевропейцами, которые согласно преданию, некогда обитали в Лации. Сикульский язык относят к латино-фалискской подгруппе италийских языков, то есть считают ближайшим родственником латинского языка.
Элимы, скорее всего, пренадлежали к так называемым "народам моря" - доиндоевропейскому населению Малой Азии и Балкан. Антоний Либерал писал, что элимцы ранее обитали на юге Италии, однако вынуждены были переселиться на Сицилию в связи с массовой миграцией энотров.

В мифологии острова цифра три имеет большую сакральную роль.
У писателя Паоло Фьорентино есть история о том, как Сицилия была создана. Три прекрасные нимфы решили посетить все самые чудесные сады мира и собрать в них лучшие плоды и не много их плодородной земли. В одном из своих путешествий дев привлекла лазурная гладь сицилийского моря. Они закружились в магическом танце, затем разделились и с заклинанием бросили в море собранные плоды. Так и образовался остров Сицилия с плодородной почвой, дающей самые сочные плоды в мире.
Интересно, что в средние века на Сицилии появляется история о храбром графе Роджере Отвиле. В ней фея Фата-Моргана предлагает графу перевезти его на другой берег Мессинского пролива. Она взмахнула веточкой дерева три раза, бросила в воду три камня, и тут же берег Сицилии оказался рядом. Но Роджер отказался, сказав, что Сицилию ему отдаст Иисус Христос, а не какая-то колдунья. Услышав имя Господа, фея сразу же исчезла. А отважный граф действительно с именем Христа и своими кораблями завоевал Сицилию.

Сир Эдвард Берн-Джонс, 1862, Фея Моргана. Легенду о ней на Сицилию вместе с Артуровским циклом, завезли норманны.
Другая мифологическая триада, тесно связанная с островом - сестры Горгоны, которые некогда обитали здесь. Одну из них, ужасающую Медузу, обезглавил Персей. Но боялись горгон на материке, здесь их любили, здесь им было уютно.

Горгонионы в музее Аргидженто
Их изображения можно часто встретить на сицилийских монетах.

Дилитра из Сиракуз, ок. 406 г. до н.э. Ав. - голова Афины, Рев. - эгида с головой Горгоны

Тетрас, Камарина, 420-405 до н.э. Ав. - голова Горгоны, Рев. - сова, держащая в лапе ящерицу
С Сицилии происходят самые известные в архаичном мире скульптурные изображения Медусы Горгоны.

Маленький алтарь из Гелы, предназначен для культовых шествий. Медуза держит в руках Хрисаора и Пегаса, 500-475 г. до н.э.

Терракотовый рельеф, изображающий Медузу Горгону из храма Афины в Сиракузах, вторая половина 7 в. до н.э.

Афина и Персей, убивающий Медузу. Рельеф на метопе храма "С", г.Селинунт, вторая половина 6 в. до н.э.

Храм "С", г. Селинунт, фрагмент фронтона (реконструкция)

Терракотовый рельеф с головой Горгоны, Гела 500 г. до н.э.
Другие  три женских божества, которые так же связаны с Сицилией - три Сирены (правда,у Гомера их только две): Пейсиноя, Аглаофа, Телксиепия или Парфенопа, Лигейя и Левкосия.
(Изображения Сирен, которые приведены мною, происходят не с Сицилии)

Сирена Каноса
Сирены были спутницами богини Персефоны, когда та, прогуливаясь по Эннейскому лугу (что тоже в Сицилии), была похищена Аидом - богом подземного мира мертвых. После этого случая, мать Персефоны, богиня Деметра, превратила Сирен в полуптиц. Культ Персефоны и Деметры считался основным на острове. С тех пор проклятием Сирен было сидеть на одном из островов в районе Сицилии и сладкоголосым пением заманивать и жестоко убивать доверчивых мореходов. Только двое мужчин смогли противостоять их сладкому голоску - Орфей и Одиссей. Когда девы осознали, что пение их больше не действует на людей, они прыгнули вниз в море и превратились в скалы.

Сосуд с изображением Сирены из Лувра
Местоположение острова Сирен разнится: то ли это был Капри, то ли Анфэмоэссе, либо сицилийский мыс Пелор, а может и Сиренузские острова.
У Гомера, где они впервые были описаны, Девы сидят на скалах, усыпанных костями их жертв и высохшей на солнце кожей, между землей колдуньи Кирки и Сциллой.
В образе сирен угадывается хтоническое прошлое. Их связь с богиней смерти Персефоной, а так же птицевидный облик, свойственный всем богиням, связанным со смертью, сама их губительная натура. Их изображения выбивали на надгробиях и называли «музами подземного мира». Как и изображение Горгоны, изображения сирен имели апотрофическую функцию, отвращающее несчастья. Кстати, кроме своего чудного голоса, сирены, подобно Горгонам, могли завораживать взглядом.

Статуя Сирены из гробницы, хранится в Лувре

Культ одной из сирен – Партенопы, существовал в Неаполе, где показывали её гробницу. А сам город Петроний называет «постройкой Сирен». Об этой сирене рассказывают много легенд. Она влюбилась в героя Троянской войны Одиссея, но была отвергнута и из-за неразделенной любви бросилась в море, где разбилась о скалы. А другая легенда более жизнерадостная, после разлуки с Одиссеем она нашла себе другого красивого мужчину и сбежала с ним на какой-то остров. И после смерти тело сирены морским течением отнесло к неаполитанскому побережью. Так или иначе, но культ Партенопы был популярен в Неаполе, в её честь ежегодно устраивались состязания по бегу с факелами и гимнастические соревнования.

Культ Сирен на Сицилию из Италии могли принести авсоны, которые появились здесь около 1250 г. до н.э.

Не удивительно, что  символом острова стал древний трехчастный символ солнца, плодородия и женского божества – Трискелион. Он запечатлен на современном флаге Сицилии.

Три бегущие ноги и голова женщины - Медусы Горгоны в центре.

Трискелион – очень древний знак, существовавший задолго до греческой колонизации Сицилии. Поскольку встречается не только у греков, но и у крито-микенцев, кельтов, этрусков... Видоизмененный "трехногий" символ обнаружили так же и в древних культурах на территории Японии и Гималаев. Уточню, что "видоизмененными" по отношению к символу греческого трискелиона являются многие трехлучевые свастики, что, тем не менее, не меняет заложенного в них смысла. Самым древним изображением трискелиона на Сицилии является  знак на чаше, которая хранится в археологическом музее Агридженто. Датируется эта находка VII веком до н. э.


Чаша с трискелоном  и горгонионом в центреиз Джелы (Гелы), музей Аргидженто

Обнаружена чаша в районе города Джела, что на юго-востоке Сицилии. Именно здесь в период греческой колонизации острова располагалось большое поселение греков со схожим названием – Гела, имевшее наибольший авторитет до расцвета мощи Сиракуз.

Изображает трискелион три "бегущие" ноги, выходящие из одной точки и согнутые в коленях. Это один из первых солярных (солнечных) знаков, который можно с уверенностью назвать аналогом свастики. Первоначальное его значение сводилось к символическому изображению трех основных положений движения солнца: восход, зенит и закат. В более поздней своей модификации трискелион символизировал "бег времени", вращение планет. Но наиболее укоренившимся мнением на этот счет является следующее: трискелион демонстрирует цикличность хода истории человечества. В любом случае, какие бы оттенки значения не придавались этому знаку, это всегда энергия движения. Это воплощение торжества физической силы и власти.

Изображение женской головы в центре этой "трехлучевой" свастики "пририсовали" уже греки.


Трискелон на сиракузской монете времен Агафокла с горгонионом в центре.

Еще трискелоны с Сицилии, имеющие другой вид.


Древнегреческая чаша с солярной свастикой, рыбами и осьминогом. Ок. V в. до н.э. Сицилия.


Древнегреческая чаша с солярной свастикой и тремя  рыбами. Ок. V в. до н.э. Сицилия


Что же говорят о великой Триаде мифы самих древних обитателей Сицилии, например, Сикулов?

Для сикулов была характерна вера в богинь-матерей (именно во множественном числе, как для кельтов почитание Деа Матрикс). Множественность богинь-матерей – это вообще черта присущая мифологии народов, находящихся на ранних стадиях развития. Центром этого культа был городок Энгий (ныне Ганджи), который по преданию основали критяне. В нем находился храм, в котором происходила чудесная эпифания Богинь-Матерей (Плутарх), а так же хранились медные шлемы с именами Улисса (Одиссея) и Мериона. Не обязательно, что именно критяне основали городок и храм. Но это показывает, что связь с Критом была тесная и заимствования по религиозной линии тоже были активными. Диодор отождествил этих «Матерей» с Артемидой, Афиной и Деметрой. Так же этих богинь с течением времени могли приравнять к Харитам-Грациям. Как на самом деле звали этих тройственных богинь не известно.
Ученые пытаются реконструировать их имена из сикульских надписей, которые не так давно были открыты, и в которых содержаться имена этих богинь.
Надпись в Таормине говорит о
Reia Leni. Её пытаются соотнести (Ильинская Л.С.) с латинской Rea. Изначально эта богиня имела такие же материнские функции, а затем, получив эпитет Сильвия (предположительно от альбанского рода Сильвиев), стала почитаться, как мать знаменитых близнецов, основателей Рима, Ромула и Рема. Этот миф имеет интересную параллель с Сицилией, где нимфа Талия стала матерью божественных близнецов Паликов. В дальнейшем я приведу версию, что Талия (Фалия, Палес) могла быть одной из триады сикульских богинь.
Кроме этого имеется еще одно упоминание множественных богинь-матерей, которые известны по посвятительной надписи из Таормина, где их называют Агнаи или Агны.
Дж.Манганаро предположил, что Агнаи – это греческая интерпретация сикульских богинь Анна, Рея, Акка. Но Ильинская возражает, потому как для Акки и Реи имелась своя форма греческого написания, а что касается Анны, то такая богиня у сикулов не известна. Но зато у римлян существовал культ богини Анны Перенны. Форма имени богини «Анна» для латинского языка не свойственна. Так что предполагают, что это поздняя переработка множества богинь, которые у сикулов на Сицилии назывались Агны. (Иная версия выводит имя богини Анна Перенна из «Круглый год»).
Обращает на себя основа Agn, которая роднит её с латинскими словами Agnus – агнец, Agnatio – прирост, приращение. Не удивительно, что посвящение Ангам находят в Таормине, которая славился скотоводством. Тождественность Агн и Анны Перенны не засвидетельствована в античных источниках. Но Анне Перенне в середине мая приносили жертвы на лугу, то есть она, как и Агны связана со скотоводством

Уже в догреческое время на территории Сицилии, которую заселяли, как сикулы, так и сиканы, наблюдается тенденция, когда из множественных Богинь-матерей начинает выделяться богиня произрастания, с индивидуальным именем и мифологическим образом.
Но об этом в следующий раз….

Tags: Богиня, Бронзовый век, Горгоны, Греческая мифология, Деметра, Легенды, Персефона, Сирены, богиня птица, история народов, римская мифология, тройственная богиня
Subscribe

  • Тетис и Тиамат - морские богини-матери

    Море - обитель множества демонов и древнейших богинь, величественных, грозных. В мифологии древнейшего письменного народа нашей земле,…

  • Тигриная богиня Хараппы

    Вчера, в посте про Рогатых богов Хараппы, я уже приводила эту печать, где Рогатая Богиня сражается с демоном в образе тигра с рогами на голове.…

  • Рогатые и кровавые боги Хараппы

    Дрвнехараппская печать, изображающего Рогатого бога или Прото-Шиву Эта печать из древней цивилизации Хараппы, что некогда процветала в долине…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments