Мазайка Урза (mazayka_urza) wrote,
Мазайка Урза
mazayka_urza

Categories:

О Божестве, которое олицетворяют коридорные гробницы

После моего довольно сумбурного поста о коридорных гробницах, решила написать о том, кем была эта загадочная Богиня, которую они олицетворяли.
Люди, построившие мегалиты, вери ли в то, что смерть - это еще не конец, есть шанс возродиться для новой жизни (в этом мире или ином). Но для этого требовалось провести обряд похорон в мегалитических гробницах с четким выполнением всех ритуалов. И, конечно же, нужно было заручиться её поддержкой - могущественной Богини Возрождения, что обитала здесь, среди Больших камней, бродя от гробницы к гробнице. С её лица, напоминающего хищную птицу, на бренный мир, который она сама же и создала, и она же определяла конец всякой живой твари, смотрели два круглых глаза, сверкающие подобно солнцу.
В это раз я решила взять для примера те же замечательные комплексы мегалитических гробниц Ирландии - Бру-на-Бойн и Лох-Крю. Просто потому, что я лучше знакома с ними. Да и в народе они больше известны.
И тот и другой имеют много общего :
- Оба расположены в Графстве Мит
- Построены в одно и то же время (и одним народом - культуры желобковой керамики)
- И относятся к одному и тому же типу коридорных гробниц.
Комплекс Лох-Крю прочно связан с образом Старухи Кайлех. Он расположен на возвышенности Слив-на-Калли, что переводится, как "Холм Ведьмы". И уже из названия возвышенности видно, что мегалитические гробницы посвящены Богине в её форме Старухи или Ведьмы.
Имя Кайлех здесь повсюду, ведь по легендам даже своим появлением Лох-Крю обязаны ей. Некогда она вознамерилась править всей Ирландией, а чтобы доказать свое право на это, Старуха решила четырьмя прыжками преодалеть все четыре вершины Слив-на-Калли. Ей бы это удалось, но на последнем прыжке она споткнулась и, упав, разбилась. Пока она прыгала из её передника выпали камни, и так возник комплекс Каирнов. (подобные легенды о возникновении дольменов рассказывают и в Северной Европе о Великаншах). Таким же образом были построены и другие неолитические сооружение, комплекс легенд получил название "Однодневное строительство", поскольку сооружения строились за одну ночь.
Лох-Крю считался и домом и могилой Старухи, а один из Каирнов, который обозначают буквой Т и еще называют Белым Каирном, так же известен, как "Каирн Хаг", то есть Каирн Старухи.
Возле него расположен камень, некогда бывший бордюрным (располагался в кольце камней, которые опоясывали гробницу), известный в народе, как  "Трон Старухи".
По легендам,  Старуха сидела на нем, смотря в небо, когда создавала этот мир. Ежегодно люди, из близлежащих деревень приходят к нему, чтобы посидеть там, и желания их сбываются. Особенно жаждут посидеть в нем женщины, которые хотят ребенка, ведь Старуха может поделиться с ними своим плодородным потенциалом.
В долине реки Бойн никто легенд о Старухе не рассказывает, но здесь есть свои героини. У каждого из трех великих круганов Бру-на-Бойн - есть своя легенда о Великой Богине (или просто легенда, связанная с могущественной женщиной).
Например, в самом известном - Ньюгрейндже (и самым поздним по возведению) проживала богиня Боанн, олицетворяющая  реку Бойн.

Курган Ньюгрейндж - местожительство богини Боанн и её семьи
Ирландское название Ньюгрейнджа  "Си-ан-Бру" - "Волшебное (от Сидов, местных фейри) жилище". Местные верили, что в момент межвременья, когда один год закончился, а другой только начался, Сиды (Ши) выходят наружу. Этот курган известен так же своим удивиьтельным явлением. В самую длинную ночь в году, солнце, проникая через отверстие над входом, освещает внутреннюю камеру.
Первым обитателем Ньюгрейнджа был сильный маг-друид - Эалкмхар (Элькмар), который приходился супругом Боанн (или по другому её называют Этейн), принадлежащих к расе Таута-де-Даннон, божественных магов, у которых он был судьей. Предполагают, что его имя на самом деле эпитет к имени Нехтана или другое имя речного бога Нуады. Но важно то, что он был сильным магом, который внушал опасения даже самому богу Дагде, возжелавшему его супругу, прекрасную Боанн. Чтобы иметь к ней доступ, он выслал Эалкмхара по делам, а сам навестил Богиню. После их связи, Боанн зачла дитя, желая скрыть измену, Дагда задержал солнце на небесах на девять месяцев, и получилось так, что их ребенок родился в тот же день, что и был зачат. То есть, если Лох-Крю связан с мотивом однодневного строительства, Ньюгрейндж связан с мотивом рождения ребенка за один день. Этим ребенком был бог любви - Оэнгус.
После всех припятий, Дагда вместе Боанн, которая отныне стала его женой, сам поселился в Ньюгрейндже. Когда Оэнгус вырос, он попросил у отца, его дом на один день и одну ночь, тот согласился. Но когда день подошел к концу, он заявил Дагде, что вся жизнь состоит из дня и ночи, поэтому он отдал ему Ньюгрейндж на всю жизнь. Так у кургана появился еще один хозяин.
Легенда о рождении Оэнгуса интересна тем, что имеет прямое отношение к происходящему в гробнице 21 декабря световому чуду. Ведь перед днем зимнего солнцестояния солнце "умирает", но с рассветом,  луч проходящий через проход в Чрево Богини Кургана оплодотворяет его, и светило возрождается. И все это происходит за один день, так же как был зачат и рожден сам Оэнгус.
Поздняя христианская легенда рассказывает о неком ребенке, который был рожден в середине зимы, он проводит три дня в каменной могиле и возраждается к жизни. Легенда несет в с себе явные отголски верований древних строителей гробниц.

А теперь о самом образе Боанн. Одним  из частых её эптетов, считался "Корова" (например, Белая Корова плодородия), а само имя возводят к слову, означающему "плодовитость". Её так же связывают с богиней Анну (Дану) -  легендарной прародительнице племен богов - Туата-де-Даннон. То есть Боанн имеет отношение  к тем древнейшим Богиням -творцам, богиня-коровам, которые известны и в других мифологических системах (египетские - Нут, Хатор, Исида; греческая Гера). И её образ, особенно эту коровообразность, считают прародителем образа Старухи Кайлех. Как именно это происходило, может помочь следующий мифологический женский образ, который связан с другим курганом Бру-на-Бойн, самым большим - Ноутом.

Курган Ноут - местожительство богини Буй и её супруга бога Луга
Мифы рассказывают нам, что Ноут - это Кнок Буй - дом верховной богини Буй и её супруга солнечного бога Луга. Уже по имени супруга Луга, можно понять, что эта самая Буй - ни кто иная, как Кайлах, в её ипостаси жены и матери. Ирландское название кургана  Кногба, не выводится из Кног Буй, но с Буй его связывает Диншенхас из Кногбы. Эта хроника говорит, что Буй была супругой Луга мак Кейна, которую погребли после смерти в кургане Кногба (Ноут). Диншенхас Нэсс рассказывает о том, что в Кногбе есть холм Буй, где она жила и там же её похоронили. Нэсс и Буй были дочерьми короля Британии Руадри, и обе сестры были замужем за Лугом мак Эйтленн. Первый, кто сравнил Буй с Кайлах был  Т.Ф. Рейхилли, который утверждал, что в знаменитом "Плаче Старухи Беары" Мерфи конца VIII в. имя Кайлех приводится, как Буй, он так же приводит другие упоминания о ней, под именем Буй, Буа. С другой стороны, соединение Кайлех Бэр с эпонимом Кногба представил И.Э. Берн и Мак Кан.
Буй появляется в качестве эпонимов в ряде мест на полуострове Беар. Есть и другие доказательства этого, я не буду приводить их здесь, чтобы не занимать много вашего внимания. Важно то, что Буй - это Кайлах. И Буй восходит к слову Корова, что прямо соотносится с богиней Боанн.
И если в Лох-Крю она представлена, как первобытная великанша, строительница мира, то в Бру-на-Бойн её фигура более цивилизована, она предстает, как королева, супруга солнечного бога кельтов Луга и мать местных народов. А так же олицеторение королевской власти, для которой Луг был королем-консортом. Луг был рано соединен с Бру-на-Бойн, а так же Кногбой. В стихотворении XIII века курган Кногба является входом в Эмайн Аблах, где Луг воспитывался.
Еще одна история о Корке Дуибне рассказывает о том, что мальчик стал плодом инцеста брата и сестры, в результате чего на страну обрушился неурожай, и тогда жители решили принести ребенка в жертву. Но мудрый друид предложил просто-напросто забрать Корка себе, что бы воспитать его за пределами Ирландии. Вместе с друидом жила старуха, котору звали Буй, и которая последовала за ним и мальчиком на остров. У этой пары бал красноухая белая корова, на чьей спине каждый день мыли Корка. И однажды корова бросилась в море и стала скалой, приняв на себя проклятие ребенка. Остров назывался Иннис Бай, а скала Бо Бай. В связи с этим обрядом упоминается остров Тех-Андуин (страна мертвых), однако для Корка - это не смерть,  а очищение от проклятий, после которого он возвращается в мир живых. Он переживает символическую смерть и возрождение. Показательно, что именно корова была принесена в жертву, как "козел отпущения". Другое название для Тех-Андуин - Тарбх (бык). Итак, Старуха Буй проводит с ребенком ритуал смерти и перерождения, а так же является она представлена, как эпоним Кногба (Ноут), который будучи курганом в Бру-на-Бойн, считался обителью мертвых  и олицетворял Чрево.
Третий курган Бру-на-Бойн - самый древний Даут.

Даут - Дом Тьмы
Его называют Дубад Дубад. Он связан с кровосмешением и тьмой. Легенды рассказывают о Бресаломе Бо Дибаде, который управлял Ирландией. На страну его однажды напал страшный мор, погубивший скот, остались лишь семь коров и один бык. Люди собрались на совет и решили построить высокую башню, по которой они смогут уйти в мир Богов на небесах. Бресалом смог собрать всех на строительство только на один день. Сестра Бресалома была колдуньей, и она предложила задержать солнце на небесах, чтобы вся работа уложилась в один день. Однако её брат не смог справиться с похотью и вступил с колдуньей в кровосмесительную связь, её чары рассыпались, и тьма пала на людей. И они сказали, что уйдут, поскольку собрались здесь для того чтобы построить башню за один день, а место это отныне будет Домом тьмы (Дубад).
В Бру-на-Бойн, отчетливо видна функция Богини, как материнского божества.
Вычленяются несколько интересных повторяющихся эпизодов, которые связаны с курганами:

- мотив запретной любви (измена, инцест).
древние божества были связаны между собой тесным родством, и братья вступали в связь с сестрами, что было не допустимо для тех же кельтов. Или даже это отголоски веры в неразделенное двуполое  божество

- мотив задержания солнца на какой-то период, в результате которого получается один длинный день

- рождение ребенка

- королевская власть
Не исключено, что такие курганы могли быть связаны с посвящением в вожди, инициациями

- мотив погребения и воскрешения

В Бру-на-Бойн богиня, что позднее будет зваться Кайлах, очень отчетливо выступает в мифах, как олицетвоение земного чрева, богиня - это сам курган.
Позднее она получит другую символическую форму изображения, которая, как нельзя лучше передает её суть - Шейла-на-Гиг.

Tags: Богиня, Британские острова, Вселенская Богиня, Двуполое божество, Кайлех, Кельты, Легенды, Неолит, Старуха, мегалиты, обряд
Subscribe

  • Тетис и Тиамат - морские богини-матери

    Море - обитель множества демонов и древнейших богинь, величественных, грозных. В мифологии древнейшего письменного народа нашей земле,…

  • Тигриная богиня Хараппы

    Вчера, в посте про Рогатых богов Хараппы, я уже приводила эту печать, где Рогатая Богиня сражается с демоном в образе тигра с рогами на голове.…

  • Рогатые и кровавые боги Хараппы

    Дрвнехараппская печать, изображающего Рогатого бога или Прото-Шиву Эта печать из древней цивилизации Хараппы, что некогда процветала в долине…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments