Мазайка Урза (mazayka_urza) wrote,
Мазайка Урза
mazayka_urza

Categories:

Хозяйки Мегалитов: Пещерная Мари (продолжение)

Первая часть здесь
У Мари есть дети. Самыми известными были два её сына – Атксулэр (Араиби) и Микелэц. Атксулэр – это образ обращенной в сторону христианства баскской души, который становится священником, хотя некогда в Саламанке он был учеником дьявола, потом он отошел от него. А Микелэц - отрицательный персонаж, он имеет дикий своенравный характер и возможно является духом шторма, бури.

О Мари из Бэйзамы говорят, что она вышла замуж за простого мужчину, но тот отказался считаться с её характером. Называл её плохой женой. А когда он заставил её отправиться вместе с ним в церковь, она подняла в воздух телегу, говоря: «Доминого, Доминго Муры, детей в небо, а я в горы».

Мари связана с золотом, что возможно, является отголоском её солнечной натуры. (Связь с солнцем, луной и другими астральными телами еще один признак мегалитической культуры)

У неё золотая колесница, золотые волосы, её цветы – желтые цветы. Поныне в Сицилии 1 мая все от мала до велика идут на луга, собирают жёлтые ромашки цвета огня и золота - её любимого цвета, делают букеты, венки и гирлянды. По сицилийским поверьям, эти ромашки приносят здоровье, счастье и исполнение самых заветных желаний. Девушки украшают ими себя и дарят их своим избранникам.

Идолы мари показывают её как женщину с луной позади головы, но это связывает её с другой почитаемой богиней басков. Богиней Илласки (Илларгуи, Иретарги, Идарги, Аргизаги). По некоторым легендам, она была дочерью Мари.

Отношение к Иласки не однозначно, то она добра, то зла. Называли её Иларги Амандре – Госпожа матушка Луна или Великая мать Луна. О том, что Лунное божество всегда высоко почиталось по всей Иберии, говорят все древние авторы.

Баски народ земледельцев и рыболов, их жизнь тесно связана с лунными циклами.

Она связана с миром смерти, провожая умершего на место его покоя. Согласно их вере – Луна Свет мертвых (так и имя переводится «свет мертвых»), и умирать на растущей луне, считается хорошим предзнаменованием для загробной жизни. Душа будет расти вместе с луной.

К её ведению относится и магия.

Когда Илларгуи поднимается над восточными горами, баски спрашивают: «Мать луна, какие новости ты принесла нам?» Священным днем Илларгуи является пятница.

Следы культа этой богини сохранились в испанском фольклоре (у Гарсия и Лорки «пляшет луна над долиной мёртвых). Луну считали богиней, похитительницей детей (в его же «Романсе о луне, луне» «За ручку в тёмное небо луна уводит ребёнка"), боялись называть по имени и говорили иносказательно: Гойко («та, что вверху»).

Луна – сестра солнца, и оба светила - дети богини Амалур (или Мари, чьё имя, возможно, происходит от Амалур), куда они возвращаются после пребывания на небе.

Вот какова легенда. Гауэко – бог тьмы, поедал пастухов и овец, чем наводил страх на людей, и они обратились за помощью к богине Амалур-Мари. Тогда она произвела на свет старшую дочь – Луну (Иласки), но её света оказалось недостаточно. Тогда Амалур-Мари родила другую дочь – Солнце-Эгузки. Гауэко был повержен, но по ночам продолжало быть опасно. Тогда Богиня дала людям Эгузкилоре – «Цветок солнца».

Рисунок1.jpg

Эгускилоре или "солнечный цветок" - это очень старый баскский символ солнца, обладающий мощной магической силой. Символ защиты.

Рисунок1.jpg
Эгускилоре – символ солнца

Существует он тысячи лет - в старину его вешали на дверь жилища, чтобы отпугнуть ведьм и злых духов. Это растение с цветком в центре и с расходящимися от него листьями, похожий на чертополох, "Carlina acaulus" - колючик бесстебельный. Он напоминает солнышко с лучами, и, как бы, берет на себя мистические функции солнца.

А еще говорят, что духам, чтобы пройти мимо него - нужно было сосчитать его лепестки. Но это было трудно, пока они считали - наступало утро. Так по сей день и охраняет эгускилоре басков от злых сил.

Рисунок1.jpg

Будучи сорванным, он сохраняет желтый цвет еще 10 лет и оберегает своего обладателя от сглаза и колдовства. Его принято прикреплять над входом в дом, чтобы зло не проникло внутрь.

Еще любит Мари ездить на белом баране, которому часто на рога накручивает золотые нити, и подобно Европе, была похищена быком.

На счет барана Мари у меня есть предположение (как всегда, это только мои догадки, в научной литературе я пока еще не наталкивалась на такое). Дело в том, что по всему региону обитания Иберийских народов (и иберов и тартессийцев) в ходу были вот такие вот предметы из золота в виде растянутой шкуры или золотого руна (именно так называют эти предметы ученые).

Рисунок1.jpg

У Мари баран белый, что свойственно всем демоническим персонажам народного фольклора, но вот эти золотые нити, которые Мари прядет, используя его рога как прялку, дает отсылку к этим золотым бараньим шкурам. То есть она прядет золотую шерсть. Есть легенда родом с Сицилии (одна из областей бытования мифологии иберийских народов), по которой Дедал увеличил площадь верхней части скалы, где стоял Храм Афродиты Эрицинской (гора Этна), а также изваял Золотого овна, посвятив его Афродите.

Еще одна легенда рассказывает, что однажды Мари дала кусочек древесного угля одной из ее пленниц, Каталине. Уголь стал чистым золотом. (Это связывает её с образом хранительницы подземных сокровищ, вроде нашей Хозяйки Медной горы).

Между прочим, почти все мегалитические комплексы тяготели к районам богатых металлами: меди, олово, а так же драгоценных – золота и серебра. И этим подземным богатством так же заведовала Хозяйка, в данном случае Мари.

В своих пещерах Мари предстает как королева скрытого народца, и предводительница ведьм, как и другие Богини, подобные ей (я еще не раз буду показывать эту связь). Пещеры, где по легендам живет Мари, так же являются местом сбора ведьм – акелларе, где они проводили языческие обряды, во время которых мужчины и женщины (колдуны и ведьмы) устраивали пиршества и оргии, танцевали вокруг костра при свете луны.

Само слово «Акелларе» возводят к слову «козел» (одно из объяснений). Черный козел или акербельц один атрибут богини Мари. В римскую эпоху встречается посвящение «Акербельцу Део» («Богу Акербельцу»). Акербельц персонаж из фольклора, схожий с дьяволом, его не редко отождествляют с самой Мари.

Подобные праздники были распространены не только в Стране Басков, но и во всех Пиренеях в Арагорне, в Осситании, в Каталонии. Их распространяли пастухи овец во время сезонных перегонов овец с гор на равнины.

Баски называют своих ведьм Соргин и считают, что так же как их королева они управляют погодой. Есть ведьмы всякие – те, кто изначально входил в свиту Мари (то есть относятся к сверхъестественным созданиям), а есть те, что по собственной воле пошли в ведовскую науку, к ним могут и мужчины-колдуны примкнуть. Первые выполняют для своей хозяйки различные задания – строят мосты или дольмены, например.

Ведьмы нередко превращаются в котов, иногда в собак или баранов, и очень часто передвигаются из одного места в другое, смазывая себя мазью и произнося фразу, которая гласит: "Sasi guztien ganeti eta odei guztien aizpiti" (над всеми шипами и через все тучи). Кроме подземных злорадных существ есть и полезные (familiarrak), а также некоторые водные, сельские, ночные, те, кто летает и т.п.

Иногда Мари обвиняют в краже воров и других пакостях, но все это уже христианские нападки на язычество.

Ведьмины Пещеры (las Cuevas de las Brujas) у деревни Сугаррамурди, известны тем, что до XVII века предположительно служили местом «акеларре». Благодаря ручью Олабидеа (Olabidea), который, согласно легенде берет свое начало в преисподней, в пещере образовался естественный туннель, длина которого составляет 120 метров, а высота — 12 метров.

В пещерах «Соргин Лесе» (ведьминой пещере) и «Акеларре Лесе» (пещере шабашей) сохранились площадки, с которыми связаны легенды, ритуалы и пиршества, посвященные дьяволу. В 1610 году Инквизиция приняла решение безжалостно наказывать жителей Сугаррамурди. Во время судебного процесса в Логроньо (Logroño) над тридцатью жителями деревни, в колдовстве обвинили в основном женщин. 7 и 8 ноября того же года были вынесены приговоры. Одиннадцать осужденных должны были умереть на костре. Пятеро женщин погибли еще в тюрьме, став жертвами пыток, поэтому на костре сжигались их изображения. С тех пор Сугаррамурди запечатлелся в коллективной памяти как обиталище ведьм, а чудесные природные пещеры превратились в народном сознании в место проведения колдовских обрядов.

Каждый год во время летнего солнцестояния (на языческий праздник) местные жители жарят мясо ягненка и устраивают традиционные празднования.

Рисунок1.jpg
Настоящий шабаш для туристов

В общем, Сугаррамури для Страны Басков, примерно тоже самое, что для американцев Салем.

В Наварре есть ещё один интересный, хотя и малоизвестный праздник, – Неделя колдовства в деревне Баргота. Каждую третью неделю июля, оказавшись здесь, можно попасть в мир народных верований, целителей, суеверий и магии XVI века.

Ведьмы Соргин облюбовали для себя дольмены, коими по счастью полна Страна Басков. Дольмены Басконии в основном однокамерные, с тоннелями встречаются лишь в долине реки Эбро.

Рисунок1.jpg
Ла Чабола де ла Эчисейра / La Chabola de la Hechicera (Элвильяр/ Elvillar, провинция Áлава, Страна Басков).
На языке басков он называется Sorginaren TxabolaВедьмин Шалаш
Предполагается, что Ла Чабола является погребальным памятником, так как внутри были обнаружены человеческие кости и другие предметы.
Рисунок1.jpg
Дольмен Соргинетце / Dolmen de Sorginetxe (Аррисала / Arrizala, провинция Áлава, Страна Басков). Переводится, как Дом Ведьм

К этим дольменам в августе слетались ведьмы на акелларе. Женщины приходили просить детей, жгли костры и приносили бескровные жертвы.

Легенды XVI в. говорят, что Мари является прародительницей дома Лордов Бискайи. Легенда представляет её, как жену лорда Диего Лопеса I де Аро. Этот брак может символизировать законность династии Бискайских лордов, подобно ирландским королям, которые брали в жены богиню Зеленого острова, совершая ритуальный брак. На любого своего мужа Мари налагала условие, хранить верность и не креститься при ней. Однажды лорд увидел козлиные ноги жены, он осенил её крестным знамением, не медленно после этого жена схватила дочь и была такова. Много поколений потомков дона Диего обязаны были приносить ей в жертву корову, оставляя её на склоне горы. Традиция свято соблюдалась до пятого поколения, а осмелившийся нарушить обычай потомок рода Лопез Де Аро, незамедлительно лишился глаза.

Эта легенда очень схожа с другой – о Мелусине, которая превращалась в змею, каждую субботу, и пряталась от мужа, пока тот не увидел её в этом облике.

Еще об этой Мари из фамилии Бискайских лордов, как Дону Уррака (Сороку) есть отсылка в документах от 2 октября 1212 года, в которых говорится, что она была дочерью короля Наварры, вышла замуж за Педро Руиса. Но есть основание полагать, что документ этот фальшивка, использованная в интересах лордов Мунтсаратсов. Не упоминается, что король Наварры имел в это время какую-нибудь дочь Урраку или Мари Урраку. В XV веке произошла вспышка ересей, известной, как «Ведьмы Амбото», в которой была замечена сеньора Мантсаратс. А в народе образ Мари соединился с образом Мари Уррака (Сорока). Как это случилось с образом супруги Лже-Дмитрия Марины Мнишек, которая в народном сознании объединилась с древним образом, который фигурирует в былинах под именами Марья, колдунья Марина.

К культам Богинь Мегалитической культуры так же относят Черных Мадонн, но здесь следует сделать оговорку, именно культ Черной Девы басков можно соотносить с мегалитами, потому как все другие имеют несколько иное происхождение, связаны с тамплиерами, с востоком.

А вот Черная дева Басков – чей культ был вытеснен в горы, где ей поклонялись в пещерных часовнях, их статуи ставили у источников, мог быть связан с мегалитической богиней. Имела ли она отношение к Мари? Думаю, Черной Богородице, я все же посвящу отдельный пост.


Tags: Богиня, Ведьма, Иберия, Легенды, богородица, каменный век, неолит, религия, фольклор
Subscribe

  • Многогрудая мать Нисаба

    Статуэтка богини, кормящей ребенка, найденная Л.Вулли в древнем Уре убейдской эпохи Когда шумеры покинули свой родной остров Дильмун и прибыли…

  • Женские божества государства Урарту

    Бронзовая статуэтка богини Арубаини, обнаруженная при раскопке урартского города-крепости Тайшебаини, 7-6 вв. до н.э. О религии древнего…

  • Иберийские женщины в пластическом искусстве

    У меня скопилось приличное количество фотографий вотивных статуэток ибейрийских женщин из святилищ. Эти статуэтки мне кажутся интересными. Они…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments