Мазайка Урза (mazayka_urza) wrote,
Мазайка Урза
mazayka_urza

Categories:

Четырехрукая богиня Средней Азии. Часть 1.

ХОРЕЗМ или СОГД, VI-VIII вв.jpg


В Прикамье (Пермская область) сделаны случайные находки серебряных чаш, родом из Средней Азии. На некоторых серебряный чашах, которые Толстов В.П. относит к Хорезму (что спорно, поскольку Толстов не приводит для этого неопровержимых доказательств), у изображенной на них богини отмечается интересная особенность – она черырехрука.

Изображения на серебряных чашах
Верхняя пара рук богини держит символы солнца и луны, а нижняя – скипетр и чашу. Восседает четырехрукая богиня обычно на хищнике из семейства кошачьих – льве или барсе (типичный символ Переднеазиатской Великой Богини).
Толстов приходит к выводу, что «Богиня в короне с символами солнца и луны, попирающая льва или леопарда – самый популярный образ в хорезмийском пантеоне». Он говорит, что это божество все та же Анахита, прошедшая путь синкретизации с индобуддисткими божествами.
Рисунок3.png
Оттиски на комьях глины, которые доказывают факт бытования культа четырехрукой Богини в Хорезме (Тешик-Кала, 7-8 вв. н.э., то есть современники Пенджикентским и Хотанским росписям)
Головной убор богини башнеобразный, который имеется у эллинистических богинь, покровительниц городов, берущих свое начало от известной статуи Тихе Антиохии у ног которой изображен бог реки Оронт.

В местной версии, у богини между зубцами на венце помещен лунный серп с тремя кружками в центре или имеет большую схожесть с калафом. Это обычный головной убор кушанских божеств.
Дальнейшие работы археологов выяснили, что культ четырехрукой синкретической Анахиты-Наны был распространен – от Пенджикента в Согде до Хотана в Синьцзяне.
Четырехрукая богиня появляется в сцене «оплакивания» в росписях Пенджикента и в настанных росписях храма.
antioch_tyche_vatican3.jpg
Те же символы - Луна – Солнце и зверообразный престол. Во всех росписях голова богини повреждена, потому определить убор или венец, который её венчает не возможно. От плеч поднимаются языки пламени. Одежда схожая – длинное драпированное платье.
"Сцена оплакивания"

На этой росписи из Пенджикента появление богини с четырьмя руками в группе с двумя другими женскими персонажами загадочно. Подобную сцену толкуют и как манихейский погребальный обряд и сцену погребения Сиявуша.
Эта сцена заставляет предположить существование древнего мифологического пласта с легендами круга Анахиты-Наны. Иллюстрацией, которых и является «сцена оплакивания». Отрывок, приведенный Хенингом «… и было там кровопролитие, терзали лица, резали уши. Нан(а)-госпожа, сопровождаемая женщинами, шла к мосту. Они разбивали сосуды, громко вопили, стонали, резали лица, рвали волосы и бросались на землю» возможно отголосок этого древнего предания.
Приведенные выше данные предполагают думать, что Нана – богиня покровительница города, Великая мать, в 5-8 веке почиталась в Пенджикенте (совр. Согдийская область Таджикистана) в этой ипостаси – четырехрукой богини на хищной кошке.
Однако есть некоторые нюансы связи с этой Пенджикентской богиней.
antioch_tyche_vatican3.jpg
Если присмотреться внимательно, то можно заметить, что зверообразный престол под богиней на самом деле представлен не кошачьим хищником, он скорее драконообразный (у левого плеча богини видна морда Дракончика с раскрытой пастью).
Этот образ чудовища позволяет рассматривать божество или одно из его функций в связи с другим памятником культовой иконографии Пенджикента, открытом также во втором храме, с глиняной рельефной панелью на стенах. На панели изображён водный поток, на поверхности которого выступают различные фигуры фантастических существ. Особо выразительным является голова чудовища, сходство которого с головой чудовища, на котором сидит четырёхрукое божество, не вызывает сомнения.


Это существо типа индийского чудовищного морского дракона Макара, олицетворяющего водную стихию и служащий атрибутом водных божеств. Что возможно указывает, что перед нами представлено божество, олицетворяющее реку Зеравшан, которую почитали в Пенджикенте.
Аналоги этим изображениям обнаружены в Хадде (Афганистан), где найдено изображение богини у ног, которой находятся существа со змеиными телами, олицетворяющие местные реки. Б.Роуленд уводил их к эллинистической традиции изображать богинь, покровительниц города, которая восходит к статуе Тихе Антиохии, у чьих ног изображено божество реки Оронт.
Так мы имеет уже два различных иконографических изображений четырехруких богинь, которые возможно, даже изображали разных персонажей.
Такая разнообразная иконография согдийских и хорезмийских культов VI-VIII вв. находит гораздо больше аналогий за пределами Средней Азии, чем в ранних местных памятниках.
Вот, кстати, монеты из Пенджикентского городища Панча, где есть надпись – Панча Нано-госпожа, где Нана-Анахита изображена на льве.
терр. статуэтка 2-1 вв до н.э. из Дома металлистов в Гяур-тепе.png


Многочисленные среднеазиатские терракоты древних веков и первых веков нашей эры не имеют ничего общего с иконографией монументального искусства VI-VIII вв., которая близка к иконографии терракот раннего средневековья.
Если пытаться уловить в этих позднейших редакциях и толкованиях образ нашей среднеазиатской четырёхрукой богини, то его прототип нужно искать в самых глубоких и древних пластах народных верований Центральной Азии, охвативших собой, по-видимому, в большей или меньшей степени все культы, религии и суеверия, возникавшие и отмиравшие в этих странах.
Сам образ Наны-Анахиты в котором слились и древнейшие местные боги, и индийские и греко—римские, очень сложен. Он прошел долгий путь развития прежде, чем предстал перед нами как божество охранительница города и общины, покровительствующее плодородию, дарующим победу, которое чтили в Согде, Усрушане и Хорезме.
Нана – неиранское имя местной Среднеазиатской богини. Это имя до сих пор можно встретить в языках Таджиков «матушка».




- Н. В. Дьяконова Материалы по культовой иконографии Центральной Азии домусульманского периода. // Труды Государственного Эрмитажа. Т. V. (Культура и искусство народов Востока, 6). Л.: 1961.

- А.М. Беленицкий, Б.И. Маршак Черты мировоззрения согдийцев VII-VIII вв. в искусстве Пенджикента. // История и культура народов Средней Азии (древность и средние века). М.: 1976.

- Дьяконова Н.В., Смирнова О.И. К вопросу о культе Наны (Анахиты) в Согде. СА 1967 № 1

- А.М. Беленицкий. Монументальное искусство Пенджикента. Живопись, скульптура. // М.: Искусство. 1973.

- Султанова Д. Н. Возникновение и взаимосвязь монументальной живописи в традиционной архитектуре Средней Азии [Текст] / Д. Н. Султанова // Молодой ученый. — 2013. — №12


Tags: Анахита, Богиня, Богиня на Драконе, Богиня на кошачьем хищнике, Нана, Пенджикент, Синьцзян, Согдиана, Средняя Азия, Тихе, Харити, Хорезм, Центральная Азия, Шива
Subscribe

  • Тетис и Тиамат - морские богини-матери

    Море - обитель множества демонов и древнейших богинь, величественных, грозных. В мифологии древнейшего письменного народа нашей земле,…

  • Тигриная богиня Хараппы

    Вчера, в посте про Рогатых богов Хараппы, я уже приводила эту печать, где Рогатая Богиня сражается с демоном в образе тигра с рогами на голове.…

  • Рогатые и кровавые боги Хараппы

    Дрвнехараппская печать, изображающего Рогатого бога или Прото-Шиву Эта печать из древней цивилизации Хараппы, что некогда процветала в долине…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments